Безопасный мир ребенка
В словаре русского языка С.И.Ожегова «безопасность» определяется как «положение», при котором не угрожает опасность кому – нибудь, чему – нибудь. К сожалению, современного человека постоянно подстерегают различные опасности.
Рядом с человеком находятся потенциальные, т.е. возможные опасности. Чтобы потенциальные опасности не превратились в действительные, надо не только хорошо знать, но и своевременно устранять причины, при которых возможная опасность может превратиться в реальную.
Очень часто взрослые не придают значения скрытой опасности, проявляя при этом непростительную беспечность, которая впоследствии может стоить жизни и здоровья им , их детям, окружающим людям.
Задача взрослых – научить детей не теряться в экстремальных ситуациях, выбрать правильную с точки зрения безопасности модель поведения.
Окружающее пространство человека можно разделить на открытое (река, улица, поле и т.д.) и замкнутое (лифт, подвал, закрытая комната и т.д.)
В открытом пространстве ребенок может обратиться за помощью, пытаться сам выйти из ситуации или предпринять действия по самоспасению.
В замкнутом пространстве у ребенка остается два поведения: звать на помощь или самому предпринять меры по спасению.
Обращение за помощью – первый вариант поведения ребенка в экстремальной ситуации. Дети должны понять и запомнить, к кому они могут обратиться в чрезвычайной ситуации, конечно, в большинстве случаев это будет взрослый. С детьми необходимо отрабатывать модели поведения в различных ситуациях: потерялся в магазине – обратись к продавцу, кассиру или представителю охраны, заблудился в городе – обратись к милиционеру. Если возник пожар – позвони в службу 01; Второй вариант поведения – постарайся избежать продолжения опасной ситуации: встретил незнакомого человека в подъезде – выйди из подъезда или не в коем случае не заходи с ним в лифт и пр.
Важно, чтобы дети не только знали номера телефонов экстренных служб, но и умели правильно вызвать такую службу, т.е. что в какой последовательности назвать: например, если вызывается пожарная служба, ребенок должен сообщить что горит, адрес, номер подъезда, код подъезда, фамилию, телефон.
На видном месте в квартире должны быть также рабочие телефоны родителей, соседей, родственников, т. е. людей, к которым ребенок может обратиться в случае чрезвычайной ситуации.
Объяснить ребенку, кому он имеет право открывать дверь, если дома находится один. Как себя вести, если в дверь звонит незнакомый человек, где в квартире перекрывается вода, если авария водопровода случается в квартире, где выключается газ, электричество.
Ощущение страха, паника часто не позволяет взрослым, а детям особенно, принять правильное решение, т. е. определить конкретные действия, ориентированные на сохранение собственного здоровья, их последовательность порядок.
Младший школьный возраст особенно опасен в отношении травмы. Именно в этом возрасте получается психологический разрыв. Ребенок до школы находился в условиях, к которым он адаптировался, привык. Поступив в школу, он становится более и менее самостоятельным. Сложность ситуации состоит в том, что ребенок лишается систематической домашней опеки, а необходимым жизненным опытом он еще не обладает. Вместе с тем, он стремиться подражать старшим: так же спрыгнуть с дерева, пробежать на красный свет светофора, съехать с высокой горки и т. п. У учащихся начальной школы развитие мускулатуры, координация движений гораздо слабее, чем у более старших школьников. Но ребенок хочет самоутвердиться, не показаться трусом перед старшими друзьями. Заканчивается это подчас плачевно.
«Теоретически» ребенок подчас и осознает возможную опасность в той или иной ситуации, но он ее осознает вообще, не соотнося ее с собой, что может случиться именно с ним. Часто ребенок может просто не знать о таящейся рядом опасности: открытом люке, глубокой яме во дворе и т. п.
Но бывает и так, что, даже зная об опасности, однако в силу малого жизненного опыта, увлеченности игрой дети забывают о ней.
При обучении детей правилам безопасности не лишним будут «Экскурсии безопасности», когда взрослые обращают внимание детей на травмоопасные места по дороге в школу, вокруг дома.
http://www.oshdok.narod.ru/Fraim_Rek_sp.htm |