Меню сайта
|
Как заронить духовно-нравственное зерноМуниципальное бюджетное образовательное учреждение «Осиноплесская средняя общеобразовательная школа» Кемеровская область Формирование доброго, ответственного гражданина и сына Отечества – основная задача патриотического воспитания. Наши дети должны прославлять земную Родину своими делами, всей своей жизнью, должны любить родную землю как подножие Престола Божия. Святейший патриарх Алексий С православной точки зрения, само понятие "образование" обретает особый смысл. В основе понятия "образование" лежит слово "образ". Священное Писание свидетельствует о сотворении человека Богом по образу и подобию Своему (Быт. 1, 26–27; 5, 1–2). В Библии не уточняется, в чем именно состоят образ и подобие Божие в человеке. Святые отцы усматривали образ Божий преимущественно в духовной природе человека, в возможности преодолевать свою чувственную природу, возвышаться над законами материального мира, во власти человека над природой, в возможности достижения бессмертия, в разумности человека, в свободе, в совести, в творческих дарованиях, в способности человека ответить на любовь Божию своею любовью к Нему и к Его творению, в чувстве ответственности человека за окружающий мир. Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования четко поставлена в Концепции– реализация национального воспитательного идеала – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» Исходя из этого, были сформулированы стратегические цели системы образования, которые направлены на обеспечение единства, национального согласия и гражданской консолидации нации, её конкурентоспособности и безопасности. Государственный образовательный стандарт второго поколения – инструмент реализации этих целей. Предыдущие стандарты были ориентированы на предметный результат, а новые – на личностный результат. В настоящее время, в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (статья 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», статья 9 «Образовательные программы»), а также Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, подготовленным Российской Академией образования разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция включает обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся. Проблемы воспитания детей не возникают вдруг и ниоткуда. Они обусловлены непосредственной жизненной обстановкой, бытом, социумом. Ребёнок воспитывается не по частям, а комплексно, многими обстоятельствами как положительного, так и отрицательного характера. Бродяжничество, детская преступность, социальное сиротство, духовная опустошённость, детский алкоголизм и наркомания – вот далеко не полный перечень негативов современной детской жизни. Именно поэтому для воспитания подрастающего поколения в настоящее время есть необходимость использования традиций православной культуры. Наш маленький педагогический коллектив волновали вопросы: как сделать так, чтобы уберечь наших ребят от пороков, которые насаждаются в обществе, от негативного влияния нетрадиционных течений и организаций прежде всего тоталитарных? Чего же больше не хватает учащимся сельской школы? Как сделать так, чтобы сельский ученик не чувствовал себя обделённым в сравнении с городскими и смог не "потерять себя” в этом мире? Какую же личность, выходящую из стен школы, хотелось бы нам увидеть? Прежде всего, нравственно зрелую и духовно богатую, самостоятельную, критически мыслящую, устойчивую к внешним воздействиям. Формирование такой личности в рамках школы – это сверхзадача духовно-нравственного воспитания. Для её решения было предложено в учебно-воспитательной работе опираться на основу религиозных особенностей и традиции православной культуры нашего народа в рамках проведения факультатива «Основы православной культуры». Конечно же это решение было согласовано с родителями. С позиции христианской культуры духовное оскудение есть результат утраты любви, деградации этой высшей нравственной ценности, что в итоге порождает жестокость, цинизм, все те проявления зла, которое мы сегодня имеем в обществе. Православие как вера, как Церковь имеет богатейшие традиции воспитания в любви и любовью, пребывания в духовной жизни и смиренномудрия, в вере и надежде. Занятия по Основам православной культуры ведёт учитель начальных классов Климкина Татьяна Викторовна. Татьяна Викторовна стремится: -формировать у ребят первые представления об особой роли человека в природе, об ответственности людей за всё живое; развивать интерес и воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе как к творению Божию; -пробуждать в каждом ребёнке чувство радости от сознания себя живущим и частью творения; - формировать первоначальные знания о человеке; воспитывать уважительное отношение к мальчикам и покровительственное отношение к девочкам; - знакомить с основополагающими нравственными нормами и качествами; формировать нравственные качества; благодарность Творцу; - любовь к природе и людям, почитание родителей, почитание старших, забота о старых и маленьких; - развивать дружелюбие в отношении к окружающим людям, сопереживание, желание оказывать помощь; - формировать самооценку и самосознание ребёнка в соответствии с основополагающими нравственными нормами, воспитывать на примере жизненного подвига святых; - формировать первоначальное представление о православной России как Богом данном Отечестве, знакомить с православными праздниками и традициями русского народа. Работая в этом направлении, очень скоро мы пришли к выводу, что главное – это поставить ребёнка перед необходимостью сострадать, творить добро, радоваться и т д., т.е. помочь ребёнку приобрести опыт, приложив к этому собственные усилия. Именно в совместной деятельности младшего школьника со взрослыми реализуется принцип развития через осуществление им адекватных его возможностям способов как совместной, так и самостоятельной деятельности. Это обеспечит ребёнку социальную адаптацию и социальное творение его индивидуальной жизни. На протяжении последних лет духовно-нравственное воспитание детей на православных традициях в нашей школе включает в себя не только учебный процесс, но и такие формы работы как: структурный проект «Школа человечности». Основные направления деятельности – это «Азбука вежливых слов», «Я среди людей», «С чего начинается Родина», «Мальчики и девочки». Структурный проект «Труд на радость себе и людям». Основные направления: «Найдём дела для умелых рук». Ребята участвуют в акциях: «Поможем птицам зимой», «Кормушки», «Сбережем лесную красавицу», «Живому – жить». Учащиеся изготовили подарки и поздравили с Рождеством Христовым пожилых одиноких людей, а ведь для них такое внимание со стороны детей так много значит. Также используем такие формы работы как краеведение: создана летопись школы, ребята участвуют в районных конкурсах, которые проходили в рамках экспедиций «Наш край». С учащимися проводятся экскурсии духовно-нравственного направления: экскурсии в главный храм нашего района – Спасо-Преображенский Собор и историко-архитектурный музей «Кузнецкая крепость». Заочные уроки – экскурсии по святым местам. Например: Свято-Троицкая Сергиева Лавра – первая лавра в России (прикосновение к истории, подвижники, лавра сегодня). В качестве пособия используется журнал «Православные монастыри». Благодаря православным праздникам ребята узнают много нового, интересного о жизни и традициях нашего народа, взаимоотношениях, воспитывается уважительное отношение к родному краю. Вся воспитательная и внеклассная работа планируется и воплощается в жизнь в тесном взаимодействии семьи и школы. Родители являются самыми активными организаторами и участниками классных праздников, утренников, открытых уроков. Дети очень любят готовить и проводить Рождественские и Пасхальные мероприятия. На этих мероприятиях присутствуют не только ребята класса, но и желающие учителя, работники школы, родители и ученики других классов. Ежегодно ребята нашей школы участвуют в проведении Рождественских колядок. Мероприятия проходят интересно, потому что на каждом из них разыгрываются мини-сценки, создаются рисунки, ребята пробуют себя в роли различных героев. Очень часто проводятся нетрадиционные уроки. Это заочные путешествия: «Святыни земли Кузнецкой», уроки-семинары: «Преподобный Сергий, игумен Радонежский», «Преподобные Зосима Верховской и Василиск Сибирский», «Преподобная Евфросиния Полоцкая» и др. В школе проводятся выставки детского творчества. Ребята рисуют на тему: «Наш храм», «Зимняя сказка», «Рождественская елочка», «Храм вечером», «Красота Божьего мира» и т.д. Делают поделки: «Пасхальные яйца», «Пасхальные открытки», «Рождественская ветка», «Рождественский веночек». Часто проводятся занятия в форме часа общения «Умение прощать», «Спешите делать добро». На этих занятиях ученики знакомятся с нравственными категориями, такими как взаимопонимание, великодушие, гостеприимство, доверие, красота души, кротость, любовь, милосердие, справедливость, умеренность и другими. Каждое занятие включает широкий спектр сказок, игр, вопросов и заданий, направленных на творческое проживание темы самим ребёнком. Ученики имеют возможность размышлять, делиться своими переживаниями с одноклассниками. Это приносит свои маленькие плоды. Дети несут в себе позитивный потенциал, они стремятся к миру, после ссор легко забывают обиды, не помнят зла и не стараются отомстить. Работа по духовно-нравственному воспитанию способствует установлению духовной творческой атмосферы, собственному духовному совершенствованию учащихся, развитию совести и гражданской позиции детей, воспитанию у них благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки. На занятиях ребята много рисуют, и учатся в красках различать добро и зло, строя свои размышления о своих рисунках. Работая по духовно-нравственному воспитанию на православных традициях, педагогический коллектив пришел к выводу, что у большинства учащихся отношение к учебным предметам и факультативу «Основы православия» позитивное. Детям нравятся занятия, они активны в обсуждении, изучения нового, любознательны. Духовно-нравственное воспитание влияет на становление личности ребенка. Воспитательные воздействия обнаруживают свои эффекты. В экспертной оценке личности ребенка преобладают положительные качества, характеризующие эмоциональную сферу (веселые, общительные ребята); нравственно-волевую (честные, терпеливые, отзывчивые, миролюбивые, уступчивые); обобщенный эмоциональный аффект (счастливые, добросердечные). Литература: В доме отца моего. -: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. - М.: 2001. - 304 С. Соловцова, И.А. Духовное воспитание: система понятий / И.А.Соловцова - // Педагогика. – 2008. - №4. – С. 11-17 Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания / И.А.Соловцова // Проблемы духовного воспитания. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: 2009. С. 8. Т. И. Тюляева. Организация групповой и коллективной деятельности младших школьников. Методические рекомендации к учебнику «Основы религиозных культур и светской этики»/Преподавание истории и обществознания в школе. 2010, №4. И.А. Ильин Путь духовного обновления //Ильин И.А.\ Путь к очевидности. - М.: 1993, С. 199-241 Православная культура в школе: практика, проблемы, перспективы. Сборник материалов и документов / сост. и ред. Б. Даниленко, И. В. Метлик, Т. И. Петракова. М.: Синодальная библиотека, 2008. |
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
|